Отчет по мониторингу прав пострадавших в Баткенской области

Отчет

по оказанию правовой помощи населению пострадавших в селах приграничной территории Баткенской области в сфере права на достаточное жилище

(на июнь 2021)

Группа консультационно-правовой помощи Ошского филиала “Интербилим” встречалась с внутренне перемещенными лицами, чьи домовладения сгорели во время военных конфликтов. Встречи состоялись по следующему графику:

ГдеКогдаКол-во чел
1село Кок-Терек9 июня15 человек 
2село Достук10 июня10 человек
3село Ак-Сай 11 июня 9 человек 
4село Максат13 июня38 человек
5село Сада 14 июня8 человек
6село Интернационал 14 июня2 человек
Всего82 чел

Во временных лагерях первичные условия для жилья созданы, и люди имеют доступ к туалету, к чистой воде, к медицине, к электричеству. Есть угрозы, связанные с безопасностью, охраной со стороны правоохранительных органов, которая не постоянна и не круглосуточна. 

В тех селах, где жители проживают у себя на участке, в с. Максат, с. Ак-Сай, с. Сада: есть электричество, холодильники (не у всех), доступ к питьевой воде. 

  1. Потребности жителей, озвученные во время предоставления правовой консультации.

При оказании правовой консультации жители озвучили свои следующие потребности:

  • не информированность о сроках построения жилья: фундаменты только что построили, есть тревога по ускорению возведения дома. В с. Максат в 2 домах возвели каркас сип-панельного дома, строй-материалы поступают из Турции очень медленно.
  • ограниченность       финансовой помощи. Деньги на ежедневные потребности поступают в виде детских пособий, переводов трудовых мигрантов, пожертвований. Со стороны государства была произведена оценка ущерба, с результатами которой жители не были ознакомлены, но они все равно подписывали бумаги об ознакомлении, копии которых не были им предоставлены.
  • восстановление документов на жилищную собственность, которые сгорели во время военных конфликтов. Со стороны ГРС и ЦОН восстановлены паспорта и документы, подтверждающие личность пострадавших людей. Нет информации о восстановлении документов на жилье. 
  • этнические меньшинства испытывают трудность в доступе к информации о предоставленной помощи в сообществах. Не во время узнают о гуманитарной и социальной помощи, получают помощь по остаточному принципу.
  • наблюдается в сообществах раскол между пострадавшими, чьи дома сгорели, и между семьями, чье имущество было разграблено (домашние вещи и скот). Помощь со стороны пожертвователей приходит в основном только погорельцам. 
  • среди населения отсутствует информация относительно помощи со стороны международных организаций, НКО, государства: что, кому, какие критерии отбора семей для оказания помощи. К примеру, были недоразумения среди населения по оказанию материальной поддержки со стороны Красного полумесяца.
  • жители задаются вопросом: будет ли выплачена страховая сумма по ущербу жилья ранее застрахованным в госстраховой компании. Таких 24 домовладения. 
  • некоторые жители не хотят возводить жилье на прежнем месте (5 семей), но им отказано со стороны власти, поскольку принято решение о восстановлении домов на прежнем месте.
  • на вотсап группы, созданной юристами “Интербилим”, при юридической консультации поступают вопросы и обсуждения разного характера. Это: отключение электричества в ночное время, нехватка холодильников (в с. Максат около 20 семей не получили холодильники), льготы при поступлении выпускников школ в ВУЗы, госстраховка жилья, документы на жилье, подготовка к детей к школе, не решенные проблемы с границей (просили протянуть линии границ проволокой), сроки выплаты потери      имущества, безопасность. Также делятся новостями о строительстве домов, сборы денег со стороны населения на питание строителям из подрядной организации.
  • есть проблемы в предоставлении копии документов, ранее подписанных самими жителями: в УВД по заявлениям фактов мародерства и кражи, результатов оценки ущерба.
  • подрядчики, строящие жилье, заранее получают подписи от граждан, что они не имеют недовольства по качеству построенного жилья.
  • жители с. Сада зависимы от электричества Таджикистана, поэтому есть угроза отключения электричества.
  • начали приходить счета со стороны РЭС по оплате за электричество. Якобы жители употребляют свет при осуществлении восстановлении жилья (работают бетономешалки, используется электричество в палатках).
  1. Правовая консультация:

Консультантами “Интербилим” предоставлена информации о правах на достаточное жилье, на доступ к социальным льготам, о правах на участие, доступ к информации, каналам получения информации в интернет- пространстве.

  1. 82 жителя получили консультации по праву на достаточное жилье, по участию в процессе принятия решений, по отстаиванию своих интересов перед представителями власти.
  2. Предоставлены консультации по оформлению обращений в вышестоящие органы власти. Оказано сопровождение при оформлении обращений 52 человекам.

— от имени жителей направлены в госстраховую компанию заявлений — 33.

— от имени жителей оформлены обращения в акимиат для получения      информации о результатах оценки ущерба 11 человек.

2.3. Через вотсап рассылки оказаны групповые правовые консультации по      14 вопросам. Индивидуальные консультации разного характера получили 27 человек.

2.4. Жители самостоятельно сделали письменные заявления в адрес “Интербилим” об оказании правовой помощи и сопровождении      при мониторинге выплаты компенсаций по утере жилья и другого имущества: скот, др. имущество для домашнего потребления (52 человека).

2.5. Обновлена информация в он-лайн карте потребностей пострадавших, которая помогает увидеть потребности в разрезе каждого сгоревшего домовладения: https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=1qebgtGMmilZ-r5mIPhi-ja7-UbrtOLYC&hl=ru&ll=40.134537632758324%2C69.70198991268921&z=8

  1. Лоббирование интересов пострадавших в вышестоящие органы власти:
  • проведен анализ НПА Кыргызстана, регулирующих вопросы восстановления и развития приграничных сел Баткенской области;
  • состоялись переговоры с депутатами ЖК КР относительно продвижения проекта закона по изменению закона «О страховании жилья». Все это вынесли на общественное обсуждение 10 июня http://kenesh.kg/ru/article/show/8121/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-10-iyunya-2021-goda-vinositsya-proekt-zakona-o-vnesenii-izmeneniy-v-zakon-kirgizskoy-respubliki-ob-obyazatelynom-strahovanii-zhilih-pomeshteniy-ot-pozhara-i-stihiynih-bedstviy
  • сделаны обращения в комиссию Лейлекского и Баткенского районов по адресному предоставлению населению информации о результатах работы комиссии по оценке ущерба;
  • сделано обращение к специальному представителю Президента КР в Баткенской области по получению программы восстановления приграничных регионов, которую должна была разработать госкомиссия при Правительстве КР по восстановлению и развитию приграничных регионов Баткенской области до 30 мая. К сожалению, этой программы нет в открытом доступе.
  • в управление архитектуры по Баткенскому региону относительно проектов возводимых домов      и качеству строительных материалов.
  • обращение к губернатору Баткенской области по созданию информационной площадки для населения по вопросам восстановления приграничных сел.
  • встреча с местными НКО и бизнес-сообществом по созданию координационного органа на уровне Баткенского и Лейлекского районов, организованного со стороны фонда “За международную толерантность» в Баткене.
  • передача на “Салам-медиа” по диалогу между “Интербилим” и главой управления архитектуры по восстановлению пострадавших домов      https://www.youtube.com/watch?v=nFnkhgTuFx8&t=26s 

 (803 просмотра)

  • совместно с журналистом-расследователем Ыдыросом Исаковым снят репортаж по пострадавшему селу Сада Лейлекского района 

https://www.youtube.com/watch?v=CZBwfzMBbd8 (просмотров 41 503) 

  • а также снят репортаж по незаконному задержанию руководителя Интербилим Мамасалиевой Г. пограничниками Таджикистана. (100 202 просмотра) https://www.youtube.com/watch?v=N8CD9Ob-ibg&t=72s
  1. Другие проблемы, выявленные сотрудниками “Интербилим” во время мониторинга:

— низкая правовая грамотность среди пострадавших;

— зависимость населения от местной власти и правоохранительных органов;

— неловкость и стеснение жителей      при озвучивании своих интересов сильно ощущается в Лейлекском районе. 

— ограниченность населения в доступе к информации;

— отсутствие информации о деньгах, поступивших на счет власти со стороны граждан и госслужащих в поддержку восстановления Баткена      (информация есть на сайте Минфина КР. Еще не использованы https://batken.okmot.kg/batken_help/view/main.xhtml?fbclid=IwAR2dvSGyiAR29RE3TJTldXGtjqSTQs36SsxTSlKDNcuUCMuq8UTF9v5xmIQ)

— отсутствие представителей ГО на уровне принятия решений: не представлены в госкомиссии на уровне правительства КР по восстановлению приграничных сел и в местной комиссии по оценке ущерба;

— отсутствие независимых СМИ в регионе, кроме “Салам-медиа”;

— убежденность власти в том, что жители получили достаточную материальную поддержку в качестве пожертвований: от 300 (тысяч?) до 1 млн сомов;     

— представители власти не воспринимают жителей приграничных сел      как граждан, для которых нужно создать особые комфортные условия       проживания, в том числе вопросам безопасности;

— слабая работа глав айыл окмоту, айыл башчи, депутатов местного кенеша по отстаиванию интересов пострадавших     ;

— угрозы, связанные с экономическим и экологическим кризисом: нет урожая по урюку, сбору сена, постоянные селевые потоки     ;

— ограниченность в донорской помощи;

— не     завершенность решения приграничных вопросов;

— слабая координация между НКО сектором, властью и бизнесом по вопросам восстановления прежнего состояния;

— отсутствие механизма перенаправления на уровне он-лайн правовой консультации; 

— отсутствие механизма распределения и мониторинга предоставленной продуктовой и материальной помощи в качестве пожертвований.

  1. Положительные тенденции:

— ускоренная работа по восстановлению социальных объектов;

— психосоциальная помощь есть, хотя и в малом количестве;

— организация детских лагерей;

— посещение представителей Правительства      указанного региона и встречи с населением пострадавших сел 28 июня;

— на спецсчет Баткенской области поступило 118 349 133,29 сом, МЧС — 4 463 077,28 сом, мэрии г. Бишкек — 6 226 175,87 сом. На 10 июня использована сумма 5 885 634,37 сом.

  1. Выводы и      рекомендации:
  • Решить вопросы с безопасностью. Полностью исключить практику отключения электричества на приграничной территории Баткенской области.

Ускорить решение проблем с границами. Организовать обмен опытом и практикой с другими странами по урегулированию приграничных конфликтов, а также практические консультации экспертов для граждан о том, как нужно вести себя на неочерченной территории и какие созданы методы уведомления и предупреждения.

  • Усиление общественного мониторинга процесса восстановления и развития приграничных сел Баткенского региона, мониторинга реализации международных норм со стороны государства — КР. В частности, «государствам следует обеспечивать, чтобы все действия совершались в соответствии с их действующими обязательствами в рамках национального и международного права и с должным учетом обязательств в рамках региональных и/или специальных программ, включая нормы, закрепленные в международных документах ООН «Принципы реституции жилья и имущества беженцев, перемещенных лиц и других лиц, пострадавших в результате конфликтов (стихийных бедствий) – «Принципы пионьеру», а также Гуманитарной хартии и Минимальные стандарты при реагировании на стихийные бедствия. 
  • Государству следует предоставлять возможность гражданам принимать участие, и это следует делать в соответствии с принципами проведения консультаций и участия их в обсуждении. Законные права владения и пользования, принадлежащие гражданам, следует признавать, уважать и защищать.  Процедуры по восстановлению прав граждан на недвижимое имущество после конфликтов должны носить недискриминационный характер, и факторы их нарушения следует предавать широкой огласке и рассматривать безотлагательно.
  • Требовать исполнения Указа Президента от 4 мая 2021 года № 113 «О первоочередных мерах по восстановлению и развитию приграничных сел Баткенской области». В базе «Нормативно-правовые акты Кыргызской Республики” на дату мониторинга по состоянию на 17 июня 2021 года и на сайтах Президента КР, Кабинета      министров КР не удалось найти: проект Порядка по оценке ущерба собственности граждан и юридических лиц Кыргызской Республики, включая субъектов предпринимательства Баткенской области, пострадавших в результате событий на кыргызско-таджикском участке государственной границы в Баткенской области 28-30 апреля 2021 года, и выплате им компенсаций; проект Программы по восстановлению и развитию приграничных сел Баткенской области, пострадавших в результате событий на кыргызско-таджикском участке государственной границы в Баткенской области 28-30 апреля 2021 года. Можно сделать вывод, что сегодня процесс восстановления в Баткенской области ведется без принятия этих документов. Так, на местах ведется работа без правового регулирования оценки ущерба собственности граждан и юридических лиц, а также ведутся строительно-восстановительные работы. Однако без разработки, без участия гражданского общества, без общественного обсуждения и принятия этих двух НПА затрудняется оценить со стороны общественности законность проводимых мероприятий и предпринимаемых действий со стороны государственных органов и органов МСУ и оценить надлежащим образом, соблюдаются или не нарушаются ли права граждан, пострадавших в результате событий на кыргызско-таджикском участке государственной границы в Баткенской области 28-30 апреля 2021 года, и выплате им компенсаций.  
  • Разработать и утвердить также Регламент работы Государственной комиссии по восстановлению и развитию приграничных сел Баткенской области. В целях учета мнений и соблюдения прав местного сообщества, граждан, пострадавших в результате событий на кыргызско-таджикском участке государственной границы в Баткенской области, 28-30 апреля 2021 года, а также для обеспечения и соблюдения принципов открытости и прозрачности включить в состав  Государственной комиссии по восстановлению и развитию приграничных сел Баткенской области представителей органов местного самоуправления, гражданского общества, бизнес-сообщества. Внести дополнения в Положение о специальном представителе Президента КР по вопросам восстановления и развития приграничных сел Баткенской области, утвержденного Указом Президента КР от 19 мая 2021 года УП № 192, регулирующие механизмы, формы и способы оказания помощи местному населению (в том числе и правовой), пострадавшему и проживающему в приграничных селах Баткенской области, которые подлежат восстановлению. При мониторинге выявилось отсутствие механизма/порядка реализации задач      у специального представителя Президента КР по вопросам восстановления и развития приграничных сел Баткенской области «оказание помощи местному населению», так как данная задача определена в Указе Президента КР от 4 мая 2021 года УП № 113 «О первоочередных мерах по восстановлению и развитию приграничных сел Баткенской области». 
  • В целях реализации права на доступ граждан      к информации и соблюдение принципов открытости, прозрачности, на законодательном уровне      предусмотреть механизмы и формы участия самих граждан, членов местных сообществ, представителей гражданского общества в решении вопросов по восстановлению приграничных сел, по восстановлению имущества и предоставлению компенсационных выплат граждан, пострадавших в результате этих событий, а также разработать механизм оказания правовой помощи гражданам, государственным органам и органам местного самоуправления при восстановлении (принятии) индивидуально-правовых актов этих граждан, а также проведении оценки и общественного мониторинга  на предмет соответствия законодательству, принятым решениям уполномоченных органов и международным нормам. 
  • Предоставление правовой консультации, юридического сопровождения, лоббирования и отстаивание интересов пострадавших на уровне власти в вопросах восстановления домов, выплаты потери домашнего имущества, выплаты компенсаций пострадавшего бизнеса. Лоббирование вопроса адекватного и справедливого возмещения ущерба пострадавшим разного уровня: жилье, потери      скота и домашнего имущества, экономический ущерб.

К примеру: у 70 жителей прежнее разрушенное жилье превышает размеры восстанавливаемого жилья в 126 кв метров. “Интербилим” будет лоббировать вопросы справедливых и адекватных компенсаций. 

  • Низкая реализация прав этнических меньшинств и женщин-одиночек.

Из 134 пострадавших домовладений: 19 принадлежат следующим лицам этнических меньшинств: 19 — узбекской и 1 – таджикской семье. Статистика в айыл окмоту и правительстве КР не разделена по национальной представленности и не предусмотрены специальные подходы для оказания помощи этническим меньшинствам. Международные нормы требуют при организации временного жилья и предоставлении помощи первоочередную помощь нужно оказывать лицам этнических меньшинств и другим уязвимым группам. Женщины     -одиночки, которые представлены в основном женщинами, самостоятельно ведущими  домохозяйства при отсутствии мужей, находящихся в миграции, а также женщины-вдовы. Вышеуказанные категории из за слабого доступа к информации получают помощь по остаточному принципу. Рекомендуется при оказании помощи выделять их в отдельную категорию и предусмотреть специальные программы помощи.

  • Наблюдается раскол и конфликты между сельскими сообществами: погорельцами и пострадавшими от мародерства. Начать разрабатывать уже сейчас механизмы справедливого и прозрачного распределения разного рода помощи в сообществах: с целью обеспечения равного доступа граждан, в особенности этнических меньшинств и других уязвимых групп к помощи. Помочь запустить данный механизм      в пострадавших сообществах. Рассмотреть варианты инновационного метода. Организация обмена опытом, лучшей практикой других стран.
  • Повысить потенциал глав айыл окмоту и депутатов местного кенеша по вопросам социальной справедливости и механизмам оперативного реагирования на вызовы в приграничных территориях, инструментам предупреждения конфликтов. Укрепление местных активистов, лидеров мнения, представителей НКО, вовлечение их в работу по мониторингу вопросов восстановления и обращения в вышестоящие органы власти. Повысить потенциал местных НКО по работе с населением в  поствоенное время и постконфликтный период. 
  • Создать координационный орган между представителями власти, НКО и бизнес-сообществом по обмену информацией о выполняемой деятельности в рамках восстановления и развития приграничных сел Баткенской области.
  • Запустить дискурс с экспертами по решению проблем, связанных с экономическим и экологическим кризисом. Подготовить сценарии оказания помощи населения осенью и зимой при условии, когда закончатся запасы.
  • После принятия проекта Закона «О статусе Баткенской области” в ЖК   КР максимально распространять информацию среди населения: в частности информацию о том, какие дополнительные социально-экономические блага будут предоставлены в рамках данного закона. 
  • Продолжать предоставлять психосоциальную помощь, медицинскую, социальную и материальную поддержку малоимущему населению. 
  • НКО и гражданским активистам, оказывающим помощь на приграничной территории учитывать вопросы личной безопасности. Разработать инструкции личной безопасности и срочного реагирования при форс-мажорных ситуациях.

Форс-мажор

Руководитель Ошского филиала “Интербилим” на неделемитированной территории приграничной зоны Лейлекского района была незаконно задержана со стороны пограничников Таджикистана, которые стали вымогать деньги в качестве выкупа, задержание шло около 3 часов. Благодаря оперативному вмешательству пограничных служб и правоохранительных органов Кыргызстана она была передана пограничниками Таджикистина пограничникам Кыргызстана. По данному случаю было подано заявление в правоохранительные органы Лейлекского района. Согласно данной ситуации можно сделать вывод, что простые люди в приграничных селах испытывают острую потребность в обеспечении безопасности: легко могут потерять скот, по ошибке заблудиться, выплачивать определенные суммы в качестве выкупа и др. В этой связи срочно требуется обозначение подобных мест определенными знаками.

Отчет подготовлен Ошским филиалом ОО «Интербилим» и группой волонтеров. Группа мониторщиков выражает благодарность Фонду “Сорос Кыргызстан” за оказанную техническую поддержку в проведении мониторинга. 

Координатор: Гульгакы Мамасалиева, Ошский филиал ОО «МЦ Интербилим»

Комментарии Фейсбук

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *