Нам часто задают вопрос по практике ул. Монуева: положительная ли была практика изъятия? Не все было положительным, но хорошим опытом стал эффективный диалог между властью и правозащитными институтами, между властью и населением.

Все зависит от того, как стороны договорятся: собственник и инициатор изъятия. В результате эффективных переговоров жители добровольно подписали договора по выкупу земель. Переговоры заняли 1,5 месяца. Местный кенеш вынес решение о расширении ул. Монуева в апреле 2012 года, основанием явился Генеральный план г. ОШ и проекты детальной планировки. Среди жителей были проведены собрания и продемонстрирован план реконструкции улицы с печатью и подписью главного архитектора г. ОШ. Под изъятие (выкуп) попали 22 домовладения, что затрагивало судьбы 132-х жильцов.  Из них 12 имели  оформленные документы на земельные участки и домостроения в установленном законодательством порядке, у 4-х  документы на землю были оформлены не надлежащим образом, у 6-х домовладельцев отсутствовали документы на строения. Мэрия г. ОШ наняла независимую оценку, результаты которой составили……сом (ОсО «Земельные реформы Юг»). Земельные участки оценены по расчету 1 кв.м = 600 сом, что оказалось ниже рыночной стоимости в 5 раз., домостроения оценены по отдельной методике согласно ветхости здания и стройматериалам. Из 22-х домовладений 5 домов подлежали сносу полностью, а 17 домов частично. Инициатор изъятия (выкупа) ОМСУ г. ОШ.

Участие Ошского филиала ОО «МЦ Интербилим». Десяти домовладельцам суммы компенсации на строения рассчитаны были по низкой цене, по причине отсутствия тех или иных документов на строения и жилье. Но это не лишает право граждан получать соразмерную компенсацию. Сторона, инициируемая изъятие, должна дать время для дооформления документов и оказать техническое содействие в этом. Интербилим оказал помощь в оформлении правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, инициировал судебные разбирательства по оспариванию результатов оценки, но путем переговоров убедили мэрию в проведении  повторной оценки с участием самих сообществ. Судебные иски были прекращены. Так, компенсации на земельные участки были увеличены вдвое. Сумма вторичной оценки , нанятой мэрией составило увеличение в 20%. Это также не отвечало рыночной стоимости. Жители совместно с Интербилим предложили УМС г. ОШ самим купить жилье по предлагаемой их цене, но как оказалось, в черте города невозможно было купить готовое жилье, соразмерное сносимому жилью. Местный кенеш вынес решение о выделении земельных участков каждой семье под индивидуально-жилищное строительство.  Земельные участки выделены 39 семьям. По улице Моунева работал штаб по  консультированию граждан, был установлен информационный стенд с освещением разной информации: постановление горкенеша, проект-схема улицы, сроки заключения договоров и выплаты компенсации, службы оказания бесплатной юридической консультации и др.

Форс-мажор. При мониторинге фактического изъятия у двух домовладельцев было изъято больше, чем по договору. Интербилим настоял на повторной оценке и выплаты дополнительной компенсации пострадавшим. Одному собственнику дополнительно выплачено 62 тыс.сом, второму – 284 тыс.сом.

Решение об изъятии вынесено: апрель, 2012 года, уведомление предоставлены:  12 мая 2012 г.,  договора заключены:  с середины июля по 1 августа, деньги перечислены на счета граждан:  от 10 августа 2012 г., самостоятельный демонтаж от 10 до 25 августа, реконструкция улицы: постановление мэрии «о строительстве продолжения ул. Монуева от пр. Масалиева до ул. Ак-Буринская» было подписано мэром г. Ош 30 апреля 2012 г. № 135, решение горкенеша «о разрешение сноса и строительства продолжения ул. Монуева от пр. Масалиева до ул. Ак-Буринская» было принято на очередной сессии депутатов горкенеша 17 августа 2012 г.

Чем закончился инцидент: добровольное подписание договоров о выкупе, помимо компенсации выданы земельные участки под ИЖС. Изъятие жилья осуществлено после выплаты компенсации, стройматериалы демонтированного дома остались за собственниками. Мэрия г. Ош помогла бесплатно получить проектные и  разрешительные документы на строительство нового жилья.

Правовая оценка: Земельный участок  для обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства не подлежит изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд. (ст. 32. П. 6 Земельного кодекса КР). Из этого следует, что изъятие земельного участка жилого дома, что описано в данном примере, запрещено Законом КР, за исключением добровольной продажи части собственности. Жители, в случае несогласия с изъятием, могли оспорить решение мэрии г. Ош в суд. 2. Решение местного кенеша по изъятию вынесено позже, чем решение мэрии. В Постановлении мэрии ссылка делается на градостроительные документы Архитектуры г. ОШ и на градостроительные нормы, что является основанием для сноса и изъятия. Постановление горкенеша регулирует вопросы денег компенсации зачет местного бюджета. В целях соблюдения логики последовательности действий между местным законодательным органом и местной исполнительной властью, рекомендуется принимать постановления мэрии после принятия решений местного кенеша.