Положение о порядке изъятия (выкупа) недвижимого имущества для общественных нужд

Глава 1. Общие положения

  1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией, Гражданским, Земельным и Жилищным кодексами Кыргызской Республики.

       2. Целью настоящего положения является определение порядка и процедур изъятия (выкупа) недвижимого имущества для общественных нужд (далее — Изъятие).

       3. Настоящее Положение не распространяется на изъятие недвижимого имущества для реализации частных инвестиционных проектов, которые регулируются на основе гражданско-правовых сделок в порядке, определенном гражданским, земельным, жилищным и иным законодательством Кыргызской Республики.

  • В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

       — изъятие недвижимости для общественных нужд – это один из способов прекращения субъективных прав на недвижимость, которое осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или исполнительного органа местного самоуправления в пределах их компетенции;

       — недвижимость — земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и др.

       — независимая экспертиза обоснованности принятого решения инициатором изъятия об изъятии недвижимости для общественных нужд – один из видов экспертизы (оценки), инициируемая, как правило, гражданами либо юридическими лицами и проводимая государственными и/ или негосударственными экспертными организациями, предметом которой является оценка обоснованности (целесообразности) принятого решения уполномоченным органом об изъятии недвижимости для общественных нужд, по результатам проведенной экспертизы составляется заключение, представляющее собой итог проделанной специалистом работы;

       — независимая оценка стоимости недвижимости — это процесс определения стоимости недвижимости независимыми оценщиками, осуществляющими деятельность в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;

       — общественные нужды — основания изъятия недвижимого имущества, осуществляемого в исключительных случаях, по основаниям, связанным с выполнением международных обязательств Кыргызской Республики иудовлетворением потребностей обществадляразмещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

а) объекты обороны и безопасности;

б) объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

в) объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Кыргызской Республики;

г) объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

д) объекты инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры (здания, сооружения и линейные трассы), а также информатики и связи, электрического и газового снабжения;

е) объекты социальной инфраструктуры, строящиеся за счет средств республиканского или местного бюджета;

ж) объекты тепло- и водоснабжения муниципального значения.

       — справедливое возмещение стоимости изымаемого имущества – возмещение Правообладателю изымаемого имущества рыночной стоимости имущества и любых других убытков, причиненных в результате изъятия имущества;

       — социально-уязвимые группы (населения) – социально-уязвимыми группами являются: дети; матери-одиночки, воспитывающие одного и более несовершеннолетних детей; многодетные матери; беженцы; люди с инвалидностью; пожилые люди; семьи с детьми в трудной жизненной ситуации.

  • Участниками осуществления процедур изъятия недвижимости для общественных нужд являются:

       1) инициатор изъятия недвижимости для общественных нужд (далее по тексту – Инициатор изъятия) – Правительство в лице одного из уполномоченного государственного органа, определенного по решению Правительства Кыргызской Республики и наделенного полномочиями осуществлять процедуры изъятия недвижимости, либо исполнительный орган местного самоуправления (мэрия, айыл окмоту);

       2) межведомственная комиссия, которую создает Инициатор изъятия для проведения всей процедуры изъятия;

3) Правообладатель недвижимости, которая подлежит изъятию, — собственник недвижимости, землепользователь, арендатор недвижимости, которая подлежит изъятию для общественных нужд (далее – Правообладатель).

6. Межведомственная комиссия (далее – Комиссия) создается для проведения процедуры изъятия на соответствующей территории, в состав которой входят:

1) руководители местных структурных подразделений государственных органов:

 — по делам архитектуры и строительства (далее — местный орган архитектуры);

— соответствующий филиал Госучреждения «Кадастр» (далее – местный орган кадастра),

— охраны окружающей среды и лесного хозяйства,

— сельского и водного хозяйства,

— здравоохранения,

— чрезвычайных ситуаций,

— энергетики,

— по контролю за использованием и охраной земель,

— представители других технических служб,

2) руководители органов МСУ данной территории.

3) организации гражданского общества (НКО) и общественность, имеющие опыт работы в сфере изъятия недвижимости.

       7. Дата, время и место проведения заседания Комиссии устанавливаются председателем Комиссии. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на ее заседании не менее двух третей членов Комиссии.

       8. Решения Комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов комиссии. Члены Комиссии не вправе воздерживаться от голосования. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим.

  • По итогам голосования Комиссия принимает решение, оформляемое протокольно, а также в виде Решения, содержащее дату и место его вынесения, состав Комиссии, рассмотревший вопрос, и подписанный председателем и членами Комиссии, участвовавшими в заседании.
  • Заинтересованные лица вправе получить копию решения Комиссии в течение десяти дней после его принятия на основании письменного заявления в Комиссию.
  • В случае изъятия недвижимости, связанного с выполнением международных обязательств Кыргызской Республики и удовлетворением потребностей общества для размещения объектов государственного значения Комиссия формируется Правительством, в случае изъятия недвижимости для размещения объектов муниципального значения  состав Комиссии утверждается органом МСУ.
  • Комиссия решает следующие задачи:
  • разрабатывает План изъятия в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществляет саму процедуру изъятия.

Глава 2. Принятие решения об изъятии недвижимости для общественных нужд

  1. Решение об изъятии недвижимости для общественных нужд государственного значения (исполнение межгосударственных договоренностей, вопросы обороны и др.)  принимается Правительством КР. 
  2. Решение об изъятии недвижимости для общественных нужд муниципального значения (строительство объектов социального значения, улучшение инфраструктуры местности и др.) принимается исполнительным органом местного самоуправления при согласовании с местным кенешем. 
  3. При принятии решения об изъятии Инициатор изъятия руководствуется следующими принципами изъятия:

  —  уважение и соблюдение гражданских и социальных прав (право на частную собственность, право на достаточное жилье, недопущение ухудшения положения у потенциально затрагиваемых лиц, чтобы они не оказались бездомными или уязвимыми, право на достойный уровень жизни и недопущения социального неравенства и др.);

       — учет особого значения изымаемой недвижимости — экологическое, религиозное значение или то, что изымаемые земельные участки являются единственным источником существования малоимущих и социально-уязвимых групп населения);

       — гарантия равенства и недискриминации лиц, чье имущество подлежит изъятию (выкупу). Данный принцип предполагает отсутствие какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, инвалидности, религии и этнической принадлежности, какпри принятии решения об изъятии (выкупе), так и в самом процессе изъятия (выкупа) недвижимого имущества для общественных нужд. При этом, особое внимание должно уделяться социально-уязвимым группам с целью учета их нужд и соблюдения их прав при изъятии;

       — законность изъятия (соответствие изъятия недвижимости нормам законодательства и только по основаниям, установленным законодательством);

       — обоснованность и целесообразность изъятия недвижимости для общественных нужд (в том числе правовое, экономическое, техническое обоснование, отсутствие других вариантов возможного размещения объектов государственного или муниципального значения);

       — плановость изъятия (выкупа) недвижимости для общественных нужд — соответствие изъятия недвижимости и дальнейшего ее использования требованиям по развитию территории и градостроительной документации, утвержденной в порядке, установленном законодательством в сфере градостроительства и архитектуры (генеральному плану, правилам землепользования и застройки, документам территориального планирования и иной градостроительной документации);

       — равноценность и справедливость возмещения — компенсация в полном объеме стоимости изымаемой недвижимости по рыночной цене с учетом иных убытков;

  — финансовое обеспечение изъятия (выкупа) недвижимости для общественных нужд (планирование сумм для возмещения компенсации в соответствующем государственном бюджете, принятие решения самым экономичным путем (с наименьшими затратами) и минимизацией ущерба для источника средств существования этих всех потенциально затрагиваемых лиц;

       — соблюдение общественных и частных интересов при изъятии недвижимости для общественных нужд;

       — участие граждан в принятии решений по всем затрагивающим аспектам их прав и интересов по вопросам изъятия недвижимости для общественных нужд на всех этапах планирования, подготовки и принятия решений, определении выкупной цены и т.д.);

       — добросовестное осуществление государственными органами и органами местного самоуправления процесса изъятия недвижимости для общественных нужд (подотчетность, прозрачность перед гражданами);

       — возвратность — в случае изменения Плана изъятия недвижимости для общественных нужд, в случаях, когда остались невостребованными земельные участки, то инициатор изъятия должен предоставить прежним Правообладателям возможность первыми получать назад эти земельные участки, истребовать и вернуть обратно эту недвижимость.

  1. Решение об изъятии недвижимости для общественных нужд не может быть принято в случае, если:

       1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;

       2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют иные объекты недвижимости, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;

       3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены иные объекты недвижимости, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

  1. При изъятии в соответствии с градостроительными документами или выполнением межгосударственных обязательств Инициатор изъятия принимает постановление, в котором определяет состав Межведомственной комиссии для реализации процедуры изъятия и которой дается поручение разработать План изъятия для дальнейшего утверждения Инициатором изъятия.

            Глава 3. Разработка Плана изъятия и принятие решения об изъятии

  1. Комиссия в течение 60 дней после опубликования постановления об изъятии, согласно п.17 настоящего положения, разрабатывает План изъятия.
  2. Для разработки Плана изъятия все государственные органы и органы МСУ, являющиеся членами Комиссии:

— предоставляют в Комиссию сведения по своим направлениям деятельности;

       — участвуют в проведении обследований объектов недвижимости, планируемых к изъятию и др..

       20. Местный орган архитектуры, как член Комиссии, предоставляет ей:

  1. разработанные проекты границ земельного участка, подлежащего изъятию;
  2. разработанные схемы сноса объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию;
  3. формирует списки земельных участков и объектов недвижимости, подлежащих изъятию;
  4. составляет сметы по изъятию с другими уполномоченными органами в порядке, предусмотренном законодательством в сфере градостроительства и архитектуры.

       21. Местный орган кадастра, как член Комиссии, на основании списка подлежащих изъятию объектов недвижимости, подготовленного местным органом архитектуры, составляет и предоставляет Комиссии:

  1. список правообладателей с указанием сведений об имеющихся правах на недвижимость и копии документов, подтверждающих данные права;
  2. список объектов недвижимости, отсутствующих в Едином государственном реестре недвижимости (в случае наличия);
  3. список объектов недвижимости, не имеющих зарегистрированных прав на нее (в случае наличия).
  4.  По спискам, указанным в пп.2 и 3 п.21 настоящего положения, Комиссия обязана запросить сведения об имеющихся правах на недвижимость в архивах, в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных учреждениях и предприятиях, муниципальных учреждениях и предприятиях, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а они в пятидневный календарный срок со дня получения запроса обязаны представить Комиссии эти сведения и копии документов, подтверждающих данные права.
  5. На основании утвержденных нормативных актов по развитию соответствующей территории после получения всех сведений об объектах недвижимости и их правообладателей, подготовки всей необходимой документации Комиссия разрабатывает План изъятия по каждому изымаемому объекту недвижимости (группе объектов недвижимости), который включает в себя:
  6. цели и задачи изъятия;
  7. обоснование и целесообразность изъятия;
  8. реквизиты документов планирования соответствующей территории и проекта планировки территории, предусматривающих размещение объектов для строительства, реконструкции или другого основания, на которых планируется изъятие недвижимости (генеральный план, проект детальной планировки, правила землеустройства и землепользования);
  9. предварительную выкупную цену каждого изымаемого объекта недвижимости (соответствующего права на него);
  10. финансовое обеспечение изъятия и его источники;
  11. список объектов недвижимости, подлежащих изъятию, с указанием:

— их адреса и точного местоположения;

— площади земельного участка и/или иного объекта недвижимости;

— перечня кадастровых номеров земельных участков;

  • список правообладателей с указанием объектов недвижимости, принадлежащих им на праве частной собственности, пользования и т.д.;
  • проект межевания территории или схему расположения земельного участка, в соответствии с которыми предстоит образовать (или разделить) земельный участок и/или иной объект недвижимости для его последующего изъятия;
  • границы зоны планируемого размещения новых объектов строительства или  реконструкции;
  • утвержденный проект межевания территории или схема расположения земельного участка, предусматривающие образование/разделение земельных участков, подлежащей изъятию, в случае, если такие предстоит образовать;
  •  вид выкупа недвижимости за изымаемый объект недвижимости (денежная компенсация стоимости изымаемого недвижимости или предоставление прав на равноценный земельный участок и/или жилое или нежилое помещение взамен изымаемой недвижимости либо в виде сочетания этих видов);

       12) срок фактического изъятия недвижимости;

       13) виды и сроки проводимых последовательных мероприятий по изъятию;

       14) определение субъектов и времени проведения мониторинга изъятия;

       15) с целью соблюдения прав человека отчет об оценке воздействия выселения на лиц, проживающих на  территории, подлежащей отчуждению, с особым уклоном на социально-уязвимые группы населения.

  • Комиссия по истечении 60 дней, предоставленных для разработки Плана действий, утверждает его и представляет его на общественное обсуждение:

— опубликовав в порядке, установленном для официального опубликования по месту нахождения недвижимости (местное радио, ТВ, официальный сайт инициатора изъятия);

— разместив на информационных стендах/щитах, общественных местах в границах населенного пункта, на территории которого расположена недвижимость, подлежащая изъятию.

  • Также Комиссия публикует дополнительную информацию, которая включает в себя:

       — наименование инициатора изъятия;

       — список объектов недвижимости, на которые не определены правообладатели в государственных и муниципальных образованиях в целях выявления предполагаемых правообладателей;

       — адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии недвижимости для общественных нужд и подать заявления об учете их прав на недвижимость;

       — срок подачи указанных заявлений;

       — адрес и время приема граждан и представителей юридических лиц для ознакомления с проектом межевания территории или схемой расположения недвижимости, в соответствии с которыми предстоит образовать (разделить) недвижимость, подлежащую изъятию.

       При этом срок ознакомления с указанными документами и внесения предложений Правообладателями не может быть менее чем 60 календарных дней со дня опубликования Плана изъятия.     

  • Лица, считающие себя Правообладателями изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение 60 дней со дня официального опубликования информации о поиске правообладателей подают заявления Комиссии об учете их прав (обременений прав) на недвижимость с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается просьба включить их в список правообладателей и дать срок для регистрации в Едином государственном реестре, а также способ связи/ контактирования с заявителями или отправки корреспонденции в их адрес, в том числе их почтовый адрес.
  • В случае, если лицами, подавшими заявления об учете прав на недвижимость, не представлены правоустанавливающие и/или право удостоверяющие документы их права на недвижимое имущество, либо представленные ими документы не относятся к ним, то Комиссия направляет данным лицам мотивированный отказ о не включении в список правообладателей в срок не позднее 14 дней со дня поступления указанных заявлений с рекомендацией об установлении права собственности через суд.
  • В случае если изъятию подлежит лишь часть земельного участка, и размеры оставшейся у правообладателя части, не подлежащей изъятию, земельного участка не могут быть использованы по целевому назначению, то уполномоченный орган, по желанию правообладателя, обязан изъять (выкупить) весь участок. В случае, если правообладатель согласен оставить в собственности оставшуюся часть участка после частичного изъятия, то оставшаяся и изымаемая части предварительно должны быть выделены в две отдельные единицы недвижимого имущества, после чего, и происходит процесс изъятия.
  • В случае, если невозможно установить правообладателей на недвижимость, подлежащую изъятию, собственник или Комиссия обращаются в суд с заявлением об установлении права собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для общественных нужд независимо от того, были ли такие объекты недвижимости поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
  • В течение 60 дней со дня опубликования Плана изъятия Комиссия рассматривает поступающие предложения и в случае их целесообразности вносит изменения в План изъятия.
  • По истечении 60 дней со дня опубликования Плана изъятия Комиссия утверждает откорректированный План изъятия и передает его Инициатору изъятия.
  • Инициатор изъятия выносит откорректированный и утвержденный Комиссией План изъятия на  общественные слушания с обязательным участием потенциальных лиц, у которых планируется изъятие недвижимости для общественных нужд. Информация о проведении данных общественных слушаний и материалы к этим общественным слушаниям должна быть инициатором изъятия доведена надлежащим образом до правообладателей за 30 календарных дней до их проведения. Также материалы к общественным слушаниям должны быть опубликованы на официальном веб-сайте (если имеется) инициатора по изъятию за 30 календарных дней до проведения общественных слушаний.
  • Результаты общественных слушаний Инициатором изъятия протоколируются и публикуются на официальном веб-сайте инициатора изъятия с соответствующими протоколами.
  • Инициатор изъятия имеет право по результатам общественных слушаний вносить коррективы в План изъятия и утвердить иной вариант схемы расположения недвижимости, планируемой для изъятия на основе поступивших от правообладателей альтернативных проектов (планов, схем) расположения этой недвижимости с целью учета и соблюдению общественных интересов и возможности минимизации ущерба для источника средств существования всех потенциально затрагиваемых лиц.
  • После проведения общественных слушаний и внесения коррективов в План изъятия Инициатор изъятия принимает постановление соответствующего органа (Правительства или органа местного кенеша ОМСУ), которым утверждает решение об изъятии с указанием бюджетных статей для выкупа.  
  • Правообладатель, у которого изымается недвижимость, вправе не согласиться с постановлением Инициатора изъятия об отсутствии указанной альтернативы. В таком случае проводится независимая оценка (экспертиза) обоснованности принятого постановления инициатором об изъятии недвижимости, которая может проводиться по инициативе лица, у которого изымается недвижимость. Бремя доказывания отсутствия другой альтернативы изъятия недвижимости лежит на инициаторе изъятия.     
  • Правообладатель, несогласный с принятым решением Инициатора изъятия имеет право обжаловать постановление об изъятии в судебном порядке.

Глава 4. Порядок проведения процедуры изъятия

  • После утверждения Инициатором изъятия Плана изъятия и принятия им постановления об изъятии Комиссия направляет Правообладателю Уведомление о предстоящем изъятии в письменном виде, которое вручается ему лично или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении на бумажном носителе в течение 14 дней с момента вступления в юридическую силу постановления об изъятии.  
  • Правообладатель считается уведомленным о принятом постановлении об изъятии его недвижимости со дня получения копии постановления.
  • Уведомление о решении уполномоченного органа об изъятии недвижимого имущества должно оформляться на  государственном и официальном языках и содержать следующую информацию:
  • копия утвержденного, согласно описанной в Главе 3 настоящего Положения, постановления об изъятии недвижимого имущества для общественных нужд;
  • наименование и адрес инициатора изъятия недвижимости для общественных  нужд;
  • дата и номер уведомления о решении об изъятии недвижимого имущества;
  • адрес места расположения изымаемого имущества и идентификационный код изымаемого недвижимого имущества. При этом, в уведомление указываются границы изымаемого недвижимого имущества;
  • фамилия, имя и отчество Правообладателя недвижимого имущества;
  • сроки фактического изъятия недвижимого имущества, подлежащего изъятию;
  • Ф.И.О. и почтовый адрес уполномоченного должностного лица инициатора изъятия;
  • Комиссия до подписания Договора об изъятии ведет переговоры с Правообладателями по поводу выкупной цены недвижимости, сроках и других условий выкупа.
  • Компенсация за изъятое недвижимое имущество осуществляется:

1) в виде выкупа недвижимости (денежная компенсация стоимости изымаемого недвижимости);

2) в виде предоставления прав на равноценный земельный участок и/или жилое или нежилое помещение (предоставление другой площади земельного участка или жилого/нежилого помещения, соразмерное по качеству, размеру и ценности взамен изымаемой недвижимости и должен располагаться как можно ближе к изначальному месту жительства и источнику дохода потенциальных затрагиваемых лиц);

3) в виде сочетания этих видов.

  • При денежной компенсации используется принцип полного возмещения, согласно которому в выкупную цену включаются:

       1) рыночная стоимость права на земельный участок и находящихся на нем фактических зданий и сооружений, многолетних насаждений;

       2) убытки, причиненные Правообладателю в связи с прекращением его права собственности на недвижимость;

       3) убытки, связанные с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, упущенная выгода (далее – Выкупная цена).

  • При предоставлении прав на равноценный земельный участок или достаточного альтернативного жилья с зачетом их стоимости в выкупную цену Инициатор должен обеспечить доступ жителей к:
  •  основным продуктам питания, питьевой воде и санитарии;
  • Транспортным коммуникациям;
  • основным медицинским услугам;
  • источникам средств для существования;
  • школьным и дошкольным детским учреждениям;
  • психологическим и социальным услугам;
  • другим услугам, к которым выселяемые имели доступ до переселения.

При этом запрещается предоставление земельного участка или жилья на загрязненных землях или в непосредственной близости от источников загрязнения.

  • В случае согласия Правообладателя на Изъятие, для определения Выкупной цены Правообладатель имеет право привлечь независимого оценщика с зачетом стоимости услуг по проведению оценки в общую сумму убытков.
  • Только в случае не достижения согласия с предложенной Правообладателем выкупной ценой Инициатор изъятия назначает независимую оценку стоимости недвижимости, убытков и потерь, связанных и изъятием данной недвижимости.  Для этого Инициатор в порядке, установленном законодательством в сфере государственных закупок, привлекает независимых оценщиков для определения выкупной цены.
  • В случае не достижения согласия по данному вопросу между указанными участниками изъятия для общественных нужд, выкупная цена определяется в судебном порядке по иску, поданному Инициатором изъятия об установлении судом выкупной цены за изымаемую недвижимость. 
  • В случае, если одновременно с изъятием осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер выкупной цены не включается рыночная стоимость указанных этих сооружений, а включается стоимость работ по реконструкции этих инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут).
  • При определении размера возмещения при изъятии недвижимости, находящейся в государственной или муниципальной собственности, рыночная стоимость подлежащей прекращению прав на такую недвижимость устанавливается с учетом следующих особенностей:

       1) в случае прекращения права бессрочного пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока — на 49 лет;

       2) в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

  • При определении размера выкупной цены, возмещения потерь и убытков Правообладателю недвижимости не подлежат учету:

       1) неотделимые улучшения недвижимости, произведенные после получения уведомления о предстоящем изъятии, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такой недвижимости в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до получения уведомления об изъятии разрешения на строительство;

       2) объекты недвижимости, строительство которых начато и осуществлено после уведомления Правообладателя о принятом решении об изъятии, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство;

       3) сделки, заключенные Правообладателем после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер выкупной цены, возмещения потерь и убытков за изымаемую недвижимость.

  • Выкупная цена недвижимости при его изъятии, проводимых по инициативе Правительства, оплачивается за счет средств республиканского бюджета, а в случае — по инициативе исполнительного органа местного самоуправления, оплачивается за счет средств местного бюджета.
  • Выкупная цена недвижимости для общественных нужд оплачивается Правообладателю путем перечисления на его имя (счет) за счёт средств соответствующего республиканского или местного бюджета и включается в смету расходов на строительство объектов в целях обеспечения общественных нужд, предусмотренных абзацем первым пункта 4 настоящего Положения не позднее 2-х дней с момента заключения Договора.
  • В случае, если в результате изъятия недвижимости у правообладателей возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемой недвижимости или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств.
  • Размер выкупной цены изымаемой недвижимости определяется решением уполномоченного органа не позднее чем за 60 дней до направления Правообладателю этого имущества проекта Договора об изъятии.
  • Размер выкупной цены за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемая недвижимость определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.
  • Отчет об оценке, составленный в целях определения размера выкупной цены, рыночной стоимости недвижимости, предоставляемой в собственность взамен изымаемой, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется недвижимость взамен изымаемой, действителен до подписания Договора об изъятии недвижимости для общественных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии недвижимости для общественных нужд.

Глава 5. Договор об изъятии недвижимости для общественных нужд

  • По результатам проведенных переговоров Инициатора с Правообладателем составляется протокол, в котором отражаются результаты этих переговоров – согласие или несогласие Правообладателя. Протокол подписывается Инициатором изъятия и Правообладателем.
  • После подписания данного протокола и в случае согласия Правообладателя с условиями изъятия Инициатор изъятия в течение трех рабочих дней составляет  проект договора об изъятии недвижимости для общественных нужд (далее — Проект договора), в обязательном порядке содержащий:

1) фамилия, имя и отчество, паспортные данные, место жительства (для физического лиц), а также наименование, регистрационные данные, местонахождение (для юридического лица), являющихся Правообладателями изымаемой недвижимости и одной из сторон договора);

2) идентификационный код земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости (в случае наличия), которые подлежат изъятию (выкупу) для общественных нужд;

3) цель изъятия (выкупа) недвижимости для общественных нужд;

4) реквизиты постановления об изъятии (выкупа) недвижимости для общественных нужд;

5) права на земельный участок и расположенного на нем иного объекта недвижимости (в случае наличия), которые прекращаются и (или) возникают на основании договора об изъятии (выкупе) недвижимости для общественных нужд;

6) размер, порядок и срок выплаты выкупной цены за изымаемый (выкупаемый) земельный участок и расположенный на нем объект недвижимость (в случае наличия);

7) срок фактической передачи (освобождения) недвижимости, подлежащей изъятию (выкупу). При этом, срок указанной передачи не может превышать 6 месяцев и не может быть меньше 3-х месяцев со дня прекращения прав Правообладателя;

8) указание на сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), изъятие (выкуп) которых в соответствии с решением об изъятии (выкупе) не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию (выкупу) земельный участок;

9) указание на сервитуты, которые установлены в отношении изымаемого (выкупаемого) земельного участка;

10) разница между размером выкупной цены за изымаемый (выкупаемый) земельный участок для общественных нужд и рыночной стоимостью передаваемого или предоставляемого взамен земельного участка, прав на них, и порядок оплаты такой разницы.

  • Проект договора подписывается Инициатором и вручается Правообладателю лично или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении на бумажном носителе в 2-х экземплярах.
  • Правообладатель в случае согласия с условиями проекта договора подписывает два экземпляра (с обязательным подписанием каждой страницы договора), которые в трехдневный срок возвращает Инициатору изъятия. 
  • В дополнение к обязательным положениям, оговоренным в пункте 59 настоящего Положения, Договор может содержать другие положения, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики.
  • В случае возвращения Правообладателем проекта договора с требованиями о внесении в него изменений и дополнений по поводу выкупной цены и других условий проекта договора об изъятии, при согласии Инициатора изъятия с согласованными поправками, Проект договора подписывается и направляется Правообладателю изымаемой недвижимости в порядке, предусмотренном настоящим Положением в течение 3-х дней.
  • К проекту договора, предусматривающего выкуп земельного участка либо обмен на иной земельный участок/жилой и нежилое помещение, применяются нормы и требования, предъявляемые гражданским законодательством о купле-продаже или мене недвижимости.
  • Наличие споров о границах земельных участков и иных объектов недвижимости, подлежащих изъятию, об образовании (разделении) земельных участков, отсутствие государственной регистрации права собственности на них, не являются препятствием для подготовки и последующего заключения Договора об изъятии недвижимости или принятия судебных актов о принудительном изъятии земельных участков для общественных нужд.
  • Договор об изъятии заключается с каждым Правообладателем. Если лицу, с которым заключается договор, принадлежат земельный участок и расположенный на нем иной объект недвижимости, договор о выкупе недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих выкупу объектов недвижимости.
  • Если Правообладатель не согласен с решением об изъятии либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене и других условиях выкупа и выплаты компенсации, Инициатор изъятия вправе предъявить иск в суд о возмездном изъятии недвижимости для общественных нужд или об установлении выкупной цены не позднее двух месяцев с момента получения отказа.
  • Недвижимость может быть изъята у Правообладателя на основании решения суда с обязательным возмещением ее рыночной стоимости и других убытков, причиненных ее отчуждением.

Глава 6. Государственная регистрация прекращения права собственности и перехода прав на недвижимость в связи с их изъятием для общественных нужд

  • Заключенный договор либо вступившее в законную силу решение суда об изъятии недвижимости является основанием для:

       1) перехода права собственности на недвижимость, находящейся в частной собственности;

       2) прекращения права бессрочного пользования земельным участком (и/или иного объекта недвижимости);

       3) досрочного прекращения договора аренды недвижимости или договора безвозмездного пользования недвижимости;

       4) возникновения прав в соответствии с земельным законодательством на земельные участки, образуемые в результате образования и перераспределения земельных участков;

       5) государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые (выкупленные) земельные участки и (или) расположенные на нем объекты недвижимости для общественных нужд;

       6) сноса объектов недвижимости, расположенных на изъятом (выкупленном) земельном участке для общественных нужд, за исключением сооружений, размещение которых на таком земельном участке не противоречит цели изъятия (выкупа) для общественных нужд.

  • Договор об изъятии, подписанный Инициатором и Правообладателем, регистрируется в местном государственном органе по регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с законодательством за счет финансовых средств Инициатора изъятия. С момента регистрации договора об изъятии права на изымаемые объекты недвижимости прекращаются.
  • С момента прекращения права частной собственности на изъятую недвижимость  на нее возникает право:

       1) государственной собственности, в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости изъяты (выкуплены) для общественных нужд по инициативе Правительства для размещения объектов государственного значения;

       2) муниципальной собственности, в случае, если такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости изъяты (выкуплены) для общественных нужд по инициативе исполнительного органа местного самоуправления для размещения объектов муниципального значения.

  • 71.  Должностные лица органов МСУ и независимые наблюдатели должны присутствовать во время переселения, чтобы гарантировать отсутствие применения силы, насилия или запугивания.
  • Участники процесса изъятия несут установленную законодательством Кыргызской Республики гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение норм, процедур настоящего Положения в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики в сфере гражданских правоотношений, о нарушениях, проступках и преступлениях.
Комментарии Фейсбук

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *